Вы можете спросить, что же характерно для американской образовательной системы? В свою очередь, мы можем смело ответить, что ключевыми ее характеристиками является гибкость и демократичность. Широчайший выбор образовательных программ способствует тому, что школьники и студенты могут самостоятельно выбирать интересующие именно их академические дисциплины. Кроме того, в случае необходимости предусматривается возможность для смены специализации. Представьте, проходя обучение в престижном американском университете, возможен переход с одного факультета на другой, тем самым, изучая дополнительные дисциплины и составляя собственную учебную программу.
В Америке, когда малыш еще пребывает в пеленках, начинается пора для получения дошкольного образования. По достижении малышом 6 месяцев родители могут отдать ребенка в ясли или как вариант детский сад. Пребывая в стенах дошкольного учреждения, ребенок находится с шести утра до 18 часов. Если сравнивать с российскими детскими садами, то в США ребенок до достижения 12 лет обладает правом посещения детских садов и после окончания уроков в школе по причине того, что в соответствии с законодательством США он не имеет право оставаться один дома. На платной основе предусмотрено обучение в американских детских садах. Так, размер среднего ежемесячного взноса варьируется в среднем около 1200 долларов.
На базе школ формируются подготовительные группы, рассчитанные на детей в возрасте от 3 до 5 лет. В рамках данной стадии делается акцент на общем развитии и социализации детей, также уделяется внимание литературе по причине того, что в качестве ключевой задачи, которая стоит перед дошкольным образованием, выделяется обучение ребенка навыкам чтения.
При этом посещение детских садов и дошкольных классов не носит обязательный характер. Только в школе получение образования начинает носить обязательный характер на территории Америки, и продолжительность данного процесса составляет 12 лет.
По сравнению со многими странами, на территории США не установлен унифицированный образовательный план. За формирование общего учебного плана отвечает совет по образованию, находящийся при администрации штата. Одновременно с этим уже советом определенной школы определяется и разрабатывается более точный план образования.
Так, американское школьное образование подразделяется на три ступени:
В США дети в возрасте от 5 до 8 лет приступают к обучению, данная вариация в возрасте обусловлена правилами, установленными конкретным штатом. Обычно для каждой ступени американской школы характерно наличие собственного здания, тем самым, представляя собой абсолютно обособленное учебное заведение.
Предусматривается подразделение учебного года на 2 семестра в школе Америки, при этом продолжительность уроков варьируется от 5 до 6 часов в день с учетом обеденного перерыва. Как правило, по завершении обеда ученики приступают к активным занятиям спортом, участию в клубах по интересам и различной общественно-полезной работе, что является неотъемлемой и обязательной частью школьного образования на территории США. Формат выставления оценок носит буквенный характер, а именно A, B, C, D, F, что равносильно оценкам от 5 до 2 в российских школах.
Если проводить сравнение с американской системой высшего образования, являющейся бесспорным лидером на международном уровне, то оценка школьного образования в Америке имеет противоречивый характер. Так, перечень дисциплин, изучение которых носит обязательный характер, достаточно узок, включая в себя математику, английский, естествознание, историю, искусство и физкультуру. Одновременно с этим школьникам предоставляется широчайший перечень профильных занятий на выбор. Направление может быть самым разным, начиная от театра и заканчивая экологией и иностранными языками. В рамках обучения в преимущественном большинстве престижных американских школ ученики старших классов имеют возможность для прохождения программ повышенной сложности Advanced Placement. В случае целеустремленности и высокого уровня способностей школьника ему предоставляется возможность для изучения определенной дисциплины на университетском уровне.
На территории Америки исходя из способа финансирования все школы подразделяются на частные и государственные. Стоит отметить, что наблюдаются существенные вариации в уровне преподавания в государственных учебных заведениях, как среди штатов, так и в черте одного города. Причина обусловлена тем, что при помощи бюджета округа, как правило, на это идут налоги на недвижимость, осуществляется финансирование государственных школ. Таким образом, школы, расположенные в дорогих районах, лучше обеспечены, тем самым, обладая более новым и современным материальным оснащением, ими привлекаются только сильные и опытные педагоги, а также для таких школ характерны в целом общие высокие показатели успеваемости. В соответствии с законодательством США ребенку предоставляется право посещения только той школы, расположенной в том району, к которому он прикреплен по месту жительства. В связи, с чем, данная ситуация способствует росту стоимости недвижимости в районах, где расположены более сильные школы. По мере роста налоговых поступлений происходит рост размера финансирования школ. Противоположная ситуация наблюдается в недорогих районах. В связи, с чем, школа пребывает на слабом уровне по причине недостатка финансирования.
Говоря о частных школах, то они представляют собой независимые учебные заведения в финансовом плане, которые получают дотации от спонсоров, при этом в рамках обучения со школьников взимается плата за обучение. В силу высокого уровня финансирования школой поддерживается высокий уровень успеваемости, что способствует обеспечению учеников современнейшим материально-техническим оснащением, кроме того, к преподаванию допускаются только опытные и профессиональные педагоги. Занятия проводятся в небольших аудиториях, создавая поистине домашние условия для обучения будущих успешных дипломатов, топ-менеджеров, а также политиков. По окончании обучения в престижной частной школе США выпускник с высоким уровнем академической подготовки может беспрепятственно поступить в рейтинговые и элитные университеты, как Америки, так и других стран мира. Отметим, что доля американцев в частных школах США не превосходит и 50%, так, огромной востребованностью и популярностью пользуются американские учебные заведения среди иностранных подростков. Частично это объясняется законодательством США в области миграции. Так, только в случае переезда семьи на территорию США и наличия вида на жительство иностранный подросток может поступить на обучение в государственную школу. Еще одним вариантом поступления иностранца в государственное учебное заведение может стать его участие в годичной программе обмена.
Таким образом, существенные вариации среди топовых частных школ и средних муниципальных учебных заведений способствуют созданию еще большей общей неоднородности в области американского среднего образования.
Система высшего образования Америки включает в себя два вида учебных заведений, а именно колледжи и университеты, которые, в свою очередь, подразделяются на частные и государственные. В соответствии с данными международных рейтингов большинство американских университетов занимают топовые и лидирующие позиции в списке лучших учебных заведений стран мира. По сравнению с образовательной системой стран Европы на территории США не наблюдается существенной разницы между обучением в колледже и университете. В частности, Гарвард, занявший первое место в рейтинге по данным 2016 года, в сущности в своей структуре подразделяется на школы, колледжи, а также институты. Разница обусловлена тем, что, поступая в колледж, можно пройти обучение только по программе бакалавра, в то время как в ведущих университетах и институтах предоставляются все возможности для занятий и проведения научных исследований. Кроме того, после окончания программы бакалавра можно продолжить обучение в магистратуре, продолжительность которой варьируется от 1 до 2 лет, а после этого и в аспирантуре, где обучаться потребуется от 3 до 6 лет. А также после успешной защиты докторской диссертации выпускник сможет заниматься исследованиями. Можно выделить некоторые различия в учебной схеме в случае выбора студента в качестве своей специализации медицины, права, или теологии. Так, после того, как пройдена программа бакалавра, выпускник имеет возможность для поступления в высшую профессиональную школу. Как правило, такие учебные заведения создаются на базе университетов, при этом продолжительность обучения в них составляет 3 года.
Аналог ПТУ в России можно встретить и на территории США, таковыми учебными заведениями являются технические институты и муниципальные колледжи, относящиеся к профессиональному образованию. При этом такие учебные заведения могут стать первым этапом на пути получения высшего образования, если по окончании обучения в них выпускник сделает перевод в университет для продолжения обучения по программе бакалавра. Обычно перевод производится на 2 или 3 курс.
Если сравнивать с американскими школами, системе высшего образования США присуща еще большая свобода. Так, преимущественным большинством ведущих университетов Америки производится прием абитуриентов просто в стены вуза, а не на определенный факультет. Как правило, абитуриентами делается выбор в пользу того университета, в котором ведется наиболее сильное и качественное преподавание в той сфере, в углубленном изучении которой поступающий заинтересован. В частности, популярность и известность Массачусетского Технологического Института получена благодаря проводимым разработкам в области робототехники и искусственного интеллекта, однако, в случае смены желаний и планов предусматривается возможность в стенах вуза изучения истории, театра, а также литературы. Такая ситуация обусловлена тем, что на протяжении двух лет студентом могут быть выбраны любые образовательные курсы, которые предлагаются ведущим университетом. Предъявляется единственное требование, которое обусловлено наличием достаточного числа заработанных кредитов, которые даются студентам в случае успешно освоенных дисциплин. В рамках обучения на 3 курсе предъявляется требование в отношении определения будущей специализации и выбора major, под которой понимается основная область профессиональных интересов. В рамках выбранной специализации по окончании обучения выдается диплом выпускнику. По причине того, что студенту предоставляется право по формированию личного учебного плана, именно на территории США студент может получить одну из самых редких специальностей, сочетающих в себе несколько разных профессий.
Несмотря на демократичность в отношении составления учебного плана, предусматривается очень дисциплинированный подход к обучению, который касается посещения занятий, сдачи вовремя всех контрольных и исследовательских работ. Ведение различных исследовательских проектов является неотъемлемым элементом американской системы высшего образования. Так, для многих студентов из России становится настоящим открытием, что кроме посещения лекций и участия в семинарах в ведущий вузах США требуется посвящать достаточно много времени на проведение разнообразных исследований и проектов. Довольно часто реализация проектов происходит в рамках команды, а не на индивидуальной основе. На территории США бытует мнение, что обучение может происходить, как в рамках схемы «от педагога к учащемуся», так и «от студента к студенту». Групповая работа способствует эффективному развитию навыка функционирования в команде, согласитесь, что среди крупных работодателей дается высокая оценка такому личностному качеству кандидата на получение престижной должности.
В качестве еще одного бесспорного преимущества системы высшего образования США, которое способствовало приобретению повсеместного почета и престижа среди других стран мира, выделяется отличное финансово-материальное обеспечение. Именно наличие данной составляющей способствует поддержанию отличного и современнейшего оснащения университетов, а также привлечению к преподаванию только опытных и сильных педагогов, являющихся, как резидентами Америки, так и других стран.
Вы спросите, какие причины лежат в основе факта, что до сих пор самой сильной и эффективной среди всех стран мира является система высшего образования США? Ниже специально для вас перечислим три ключевых фактора, которые обуславливают данное явление: